МБОУ "Стешинская ОШ"
д. Стешино, Холм-Жирковский район, Смоленская область
  • Жестокое обращение с детьми

    Что же такое жестокое обращение с детьми?

    Судебно-следственные органы на практике дают такие формулировки жестокому обращению и насилию:

    Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

    Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

    Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

    Форма насилия

    Признаки

    Физическое – преднамеренное нанесение ребенку родителями либо лицами их заменяющими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии

    -  множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияния на теле, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);

    -  задержка физического развития;

    -  признаки ненадлежащего ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);

    -  отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

    -  боязнь идти домой после школы;

    -  одиночество, отсутствие друзей;

    - болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;

    -  заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

    -  псевдовзрослое поведение;

    -  лживость, воровство, жестокое обращение с животными;

    -  склонность к поджогам;

    -  суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков;

    -  побеги из дома

    Сексуальное насилие или развращение – осознаваемое или неосознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без его) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли.

    -  жалобы на боли в животе;

    -  беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания;

    -  несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

    -  заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта;

    -  характерные особенности внешнего вида ребенка (повреждение груди или ребер и т.д.)

    Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

    Формы:

    -      открытое неприятие и критика ребенка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия;

    -      преднамеренная физическая и социальная изоляция ребенка;

    -      предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;

    -      ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых;

    -      нарушение доверия ребенка;

    -      однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    -  задержка физического и умственного развития;

    -  беспокойство и тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

    - агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;

    - нервные тики, энурез, нарушение аппетита;

    - склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, низкая самооценка

    Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития:

    -     отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ о лечения ребенка);

    -     отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, может быть вовлечен в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступления и т.п.

    -  отставание в физическом развитии;

    - санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

    -  постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;

    -  подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;

    -  агрессивность, импульсивность;

    -  трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний;

    -  отклоняющиеся от нормы (девиантное или деликвентное) антиобщественное поведение;

    - повторяющиеся случаи травматизма и отравлений.

     

    Ответственность за жестокое обращение с детьми

    Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

     Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

    Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

    Уважаемые папы и мамы (лица, их заменяющие)!

    В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

    Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

    Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

    1.   Обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

    2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

    3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

    4.   Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

    5.   Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

    6.   Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

    7.   Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

    8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

    9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

    10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

    11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      

    12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

    13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна

    14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        

    15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

    16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

    17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie